-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Romich_K

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.01.2012
«аписей: 2731
 омментариев: 9023
Ќаписано: 21094

«доровье и стерео 3D. „асть 1.

„етверг, 19 январ€ 2012 г. 21:01 + в цитатник
ѕопул€рна€ тема стерео 3D, как и многие новые технологии, сразу же обросла слухами, предположени€ми и даже утверждени€ми о возможном вреде дл€ здоровь€. ѕопробуем разобратьс€ во всЄм этом, досконально и беспристрастно.


ѕрогресс и совершенствование технологий так или иначе св€зан с опасени€ми по поводу потенциальных проблем дл€ здоровь€. »ногда эти опасени€ совершенно обоснованны: множество ничего не подозревающего народу успевает погибнуть, прежде чем вы€снитс€, что радиаци€ может быть смертельна. »ногда эти опасени€ в большей части надуманны: сегодн€ мало кто помнит о страст€х, кипевших во времена по€влени€ цветных телевизоров, но дело доходило до смешных по нынешним меркам рекомендаций не сидеть перед экраном более получаса.


Ќо чаще всего опасени€ по поводу потенциального вреда той или иной новой технологии дл€ здоровь€ так и повисают в неопределЄнности, раздел€€ даже учЄных на два почти равных лагер€ скептиков и оптимистов. ƒо сих пор никто не может поставить точку в зат€нувшемс€ споре о потенциальном вреде мобильных телефонов, хот€ обе стороны успели тыс€чекратно опровергнуть аргументы друг друга. ј споры о вли€нии на здоровье генетически модифицированных продуктов!


¬прочем, вр€д ли жител€м больших городов, ежедневно и уже не в первом поколении вдыхающим адскую смесь вместо воздуха, может быть непон€тна природа возникновени€ многочисленных аллергий. » если через пару поколений у всех разом вырастут хвосты, кака€ разница, произойдЄт ли это из-за частого прикладывани€ мобильника к мозгу или от регул€рного поедани€ искусственно модифицированной овс€нки?


—тереоскопическое 3D-видение, вошедшее в моду на волне последних достижений электроники, также не обошлось без обвинений. „аще говор€т о потенциальной возможности повли€ть на самочувствие зрител€, но есть и пр€мые обвинени€ в возможности нанесени€ вреда дл€ зрени€ и здоровь€ в целом.  ак и в любой другой, до конца не изученной отрасли, на волне повышенного интереса регул€рно по€вл€етс€ множество научных, полунаучных и даже шарлатанских (или проплаченных, но от этого не менее шарлатанских) за€влений о вредном вли€нии стереоскопии. »ли, наоборот, о пользе.


¬ этой публикации мы не собираемс€ ни отстаивать, ни опровергать чьи-то выкладки или умозаключени€ по теме стерео 3D. —егодн€ мы попробуем Ђпрепарироватьї этот вопрос, разложить общую проблему на слагающие еЄ компоненты. » только после этого, проанализировав детали, попробуем сделать осторожные выводы Ц чего именно действительно стоит побаиватьс€, а где нас просто стараютс€ запутать и запугать псевдонаучной белибердой.



≈сли вы действительно хотите разобратьс€ в природе формировани€ стереоскопической картинки, чтобы не уподобл€тьс€ пишущим в комментах "3ƒэ отстой!" неудачникам, нам придЄтс€ углубитьс€ в некоторые подробности человеческой физиологии, несколько выход€щие за рамки школьного учебника анатомии. ѕоверьте, автору совсем не хочетс€ нагружать читател€ ненужными или прописными истинами, но кое-что всЄ же напомнить придЄтс€, иначе предметный разговор у нас не получитс€.


‘изиологи€ зрени€: стереоскопи€ и цвет


»так, стереоскопическое (бинокул€рное) зрение Ц это величайший дар, имеющийс€ в распор€жении человека. √лаза в стереоскопической зрительной системе фигурируют в качестве двух источников визуальной информации, зрачки которых разнесены в пространстве примерно на 65 мм. Ќе стоит забывать, что объЄмна€ картинка Ц это всЄ же в первую очередь результат работы нашего мозга, стро€щего объЄмный образ в результате синхронной обработки двух потоков информации.



Ѕлагодар€ воспри€тию окружающей действительности каждым глазом под некоторым углом относительно другого глаза, зрительный отдел нашего мозга имеет возможность не только восстанавливать объЄм, но также с большей или меньшей степенью достоверности оценивать размеры различных объектов и рассто€ние до них. »менно на этом основаны самые простые способы "обмана" зрени€ в кино, когда на экране мы видим лилипутов или гулливеров, в зависимости от задумки режиссЄра и мастерства оператора. ¬ то же врем€, дополнительную информацию о размерах видимых объектов и о рассто€нии до них можно получить даже одним глазом, но в движении, и этот приЄм также отлично используетс€ в кинематографе и играх даже без вс€кого 3D.


—ледующий важный момент Ц внутреннее строение глаза. ¬ рамках сегодн€шней статьи нас интересуют такие специфические характеристики, как Ђавтофокусї, диафрагма и угол зрени€.





√лазной хрусталик Ц своеобразный Ђобъективї зрительной системы Ч обладает чудесным свойством автоматически перефокусировать на сетчатку поступающую информацию (оп€ть же слово Ђавтоматическиї употреблено здесь дл€ упрощени€ сложных процессов обратной св€зи между глазными мышцами, глазными нервами и зрительным отделом мозга). ѕроисходит это благодар€ изменению формы самого хрусталика под воздействием определЄнных глазных мышц (по одной версии это кольцева€ цилиарна€ мышца, по другой Ч это косые и продольные мышцы, но нам дл€ установлени€ истины о 3D эти тонкости совершенно не нужны).



–оль переменной диафрагмы, ограничивающей попадание излишнего света на сетчатку, выполн€ет отверстие в радужке, известное под названием Ђзрачокї. Ёта система также действует практически мгновенно, примерно в пределах от 2 мм (f/8,3) при значительной €ркости до 8 мм (f/2,1) в темноте (в обычном состо€нии диаметр зрачка примерно 4 мм), а при существенном превышении светового потока в действие также вступают дополнительные механизмы Ц ресницы, когда мы прищуриваемс€, или даже веки, когда €ркость совсем невтерпЄж. “акие факты, как воспри€тие сетчаткой контрастности на уровне примерно 1:100 и возможность различать даже 1:1 000 000 после очень длительной адаптации в темноте, а также Ђколбочкиї и Ђпалочкиї дл€ воспри€ти€ цветовой и монохромной информации мы в рамках этой статьи рассматривать не будем. ќни, безусловно, важны при формировании стереоскопической картинки, но роль при этом их второстепенна.




ѕоследний важный дл€ нас момент Ц это угол зрени€. ¬ среднем поле зрени€ каждого глаза включает обзор 95∞ внешнего пол€ по горизонтали, 60∞ внутреннего пол€ по горизонтали, 60∞ вверх и 75∞ вниз (на самом деле кругова€ диаграмма обзора дл€ разных глаз имеет весьма специфичную форму и индивидуальна дл€ каждого). Ќе отвлека€сь на особенности работы глазного нерва (вроде Ђслепого п€тнаї), которые дл€ нас сегодн€ второстепенны, сфокусируем внимание на том, что зона высокой оптической резкости, в которой наш глаз видит максимально чЄткое изображение, составл€етЕ всего 2 градуса.


ƒа, именно так. ¬ам может казатьс€, что вы видите единовременно с большой резкостью в гораздо большем угле обзора, но это не так, дл€ воспри€ти€ картинки высокой чЄткости на большой площади сигнальной системе из сетчатки, глазного нерва и мозга просто необходимо посто€нное движение глаз.


¬от теперь Ц внимание! ќчень важный момент дл€ понимани€ дальнейшего: движение каждого из глаз обеспечивают шесть мышц: латеральна€ пр€ма€, медиальна€ пр€ма€, нижн€€ пр€ма€, верхн€€ пр€ма€, нижн€€ коса€ и верхн€€ коса€ мышцы глазного €блока.



ќднако это ещЄ не всЄ: существует множество способов перемещени€ глазного €блока. Ќапример, отдыхающие во сне глаза перемещаютс€ под веками совсем не так, как при отслеживании движущегос€ объекта. » даже если вы разгл€дываете неподвижный объект или, что называетс€, смотрите в одну точку, глазные €блоки всЄ равно совершают небольшие микроперемещени€, как правило, на почти незаметный угол пор€дка 0,2 градуса.


Ќо и это ещЄ не всЄ! ѕредставьте себе, что контроль за мышцами, определ€ющими смещение глазных €блок, ведут в разных случа€х разные области мозга! Ќапример, если говорить о вестибулоокул€рном рефлексе Ц когда, например, вы отслеживаете глазами движущийс€ объект и при этом сами поворачиваете голову, в этом случае движением глазных мышц управл€ют лобные доли мозга.


“еперь представьте себе, насколько это сложна€ задача Ц управл€ть движением каждого глаза, и уж тем более сразу двум€ глазами синхронно.



Ќо дл€ финальной точки в определени€х сегодн€шней статьи необходимо описание ещЄ одной функции глазных мышц Ц так называемой Ђсходимости оптических осей глазї, или конвергенции. —уть этой функции очень проста: если рассматриваемый объект находитс€ достаточно далеко от зрител€, то условные оптические оси Ђхрусталик Ц сетчаткаї двух глаз можно представить практически параллельными лини€ми. Ќо чем ближе располагаетс€ рассматриваемый объект, тем больше угол схождени€ этих оптических конвергентных осей. ¬плоть до рассматривани€ кончика собственного носа, когда глаза уже неимоверно кос€т, а оптические оси перекрещиваютс€ здесь же, на носу.


–азумеетс€, чем ближе расположен рассматриваемый объект, тем более подробную, если хотите, Ђразностороннююї информацию об объЄме этого объекта получает мозг, и наоборот, чем дальше, тем получаема€ двум€ глазами Ђкартинкаї будет более похожей и тем меньша€ информаци€ об объЄме будет получена мозгом.


ќднако у этой медали есть и обратна€ сторона: даже на кончике носа одновременно оба глаза толком сфокусироватьс€ уже не могут. ≈сли же попытатьс€ с помощью технических средств передать мозгу через глаза информацию с Ђзапредельнойї конвергенцией, можете себе представить, как в такой ситуации будут Ђзакипатьї ваши мозги.


ѕромежуточные итоги: удивительное р€дом, но оно запрещено?


’отелось бы поздравить тех, кто честно дочитал до этого момента и проникс€ подробност€ми о принципе работы нашего зрени€. “еперь вам будет гораздо проще разобратьс€ с причинами равнодуши€ к стерео 3D или непри€ти€ его вами или вашими знакомыми, а также с причинами возникновени€ при просмотре стереоскопического контента тех или иных непри€тных симптомов.


¬от теперь мы с вами достаточно подготовлены к тому, чтобы рассмотреть под увеличительным стеклом каждую попул€рную на сегодн€шний день технологию формировани€ стереоскопической картинки Ц анаглифическую, пассивно-пол€ризационную, активно-затворную, автостереоскопию, а также вполне аргументированно определить изъ€ны каждой из них с точки зрени€ комфортного (или, наоборот, некомфортного) воспри€ти€ объЄмного изображени€.


 роме того, теперь мы полностью готовы к тому, чтобы предметно обсудить все "кос€ки" разработчиков игр и голливудских ухарей, привод€щие в результате к по€влению "отстойных" образцов стерео 3D-культуры.


“аким образом, мы пришли к следующей классификации типов проблем воспри€ти€ стерео 3D:




  1. ѕроблемы физиологические Ц отклонени€ и нарушени€ здоровь€, в том числе проблемы со зрением, исключающие или ограничивающие возможность человека воспринимать окружающую действительность в объЄме

  2. ѕроблемы технологические Ц несовершенство технических средств воспроизведени€ стереоскопического контента, ведущее к некачественному и/или недостаточно комфортному воспри€тию виртуальной 3D-картинки

  3. ѕроблемы "человеческого фактора" Ц стереоскопический 3D-контент, неудачный с технической и художественной точки зрени€, выполненный неопытными, недостаточно подготовленными и/или бездарными специалистами.


—егодн€, дотошно разобравшись в строении человеческого глаза, его взаимодействии с мозгом плюс вооружившись некоторой статистикой, мы сделаем несколько выводов относительно проблем воспри€ти€ стерео 3D физиологического плана. ќстальные аспекты мы рассмотрим во второй части.


¬ывод первый: даже если вз€ть идеально сн€тый 3D-фильм или идеально сделанную стерео 3D-игру, даже если собрать отличную установку дл€ просмотра стерео 3D, стереоскопический контент изначально доступен, увы, далеко не каждому. —огласно статистике, около 8% зрителей совсем не способны воспринимать стерео 3D ни в каком виде. ѕричины при этом разные, но результат, увы, один. јвтор этих строк, дважды тер€вший хрусталик левого глаза и дважды его восстанавливавший, искренне сочувствует тем, кто вовсе не может видеть объЄм двум€ глазами.



Ќа самом деле, отсутствие объЄмного зрени€ Ч участь не только тех, кто смотрит на мир одним глазом. ƒело в том, что, по данным многочисленных научных исследований, объЄмное воспри€тие окружающей действительности формируетс€ в мозгу человека лишь в первые годы его жизни. ѕри этом процесс формировани€ фактически заканчиваетс€ в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. ” всех он происходит по-разному, и глубина стереоскопического воспри€ти€ достигает сугубо индивидуального уровн€: у одних больше, у других меньше, а у кого-то и вовсе остаЄтс€ почти без развити€.


“ак что два зр€чих глаза ещЄ не €вл€ютс€ гарантией нормального воспри€ти€ стереоскопического 3D-контента.


 роме того, существует множество дополнительных факторов физиологического характера, ограничивающих воспри€тие объЄмной картинки и даже объЄма, как такового, в динамике. ¬есь спектр офтальмологических проблем Ц от слабого развити€ одного (или обоих) глазных нервов до отслоени€ сетчатки, от различных диоптрий дл€ каждого глаза до неравномерного развити€ мышц каждого глаза и так далее, так далее.


¬ конце концов, и особенности развити€ вестибул€рного аппарата могут затруднить просмотр стереофильмов и привести к головокружению или даже тошноте. „его там далеко ходить: при всЄм своЄм фанатизме в отношении стерео 3D и большой любви к объЄмному кино, автор этих строк на себе испытал достаточно пакостные ощущени€ при просмотре первых минут фильма Ђ—мурфики 3Dї. Ќесмотр€ на толково подобранный фон и отличную передачу перспективы, Ђпадающийї ракурс крут€щейс€ штопором камеры при всЄм моЄм уважении назвать удачным €зык не поворачиваетс€. ≈сли не сказать ещЄ грубее (а хотелось бы). » это притом, что далее, на прот€жении всего фильма (и в других 3D-лентах), такого гадкого чувства испытать не пришлось ни разу.


¬ывод второй: представьте себе весь диапазон возможного состо€ни€ зрени€ и вестибул€рного аппарата человека Ч от полностью здорового до полной слепоты. ƒаже близко не подойд€ в сегодн€шней публикации к проблемам техники, креатива в создании фильмов и игр, мы уже можем констатировать факт: из среднестатистических 15% зрителей, выход€щих из 3D-кинотеатров с опытом непри€тных ощущений, далеко не всем следует пен€ть на плохие 3D-технологии или неудачный 3D-контент, проблемы, скорее всего, кроютс€ в состо€нии их здоровь€.



ѕродолжение в части 2.

»сточник: www.3dnews.ru
–убрики:   расота и здоровье
ќ красоте и здоровье
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку